Полный некстец. Заметки админа фанклуба

Порой может создаться впечатление, что админы и старожилы фанклуба ничего не боятся и готовы потреблять и защищать абсолютно любой контент, который будет производить их любимый музыкальный боженька, но это не так. Каждый раз выход нового альбома — это не только позитивные эмоции, но и переживания, споры в комментариях, бесконечные чаты с друзьями с обсуждением того или иного события в жизни Андре, которое может оказать влияние на его творчество. Прожив почти 20 лет бок о бок с музыкой ATB, я всё больше начинаю думать о возможной творческой старости любимого композитора и вариантах нового пути с мыслями о том, как эту старость отсрочить или вообще отменить. Сможет ли в этот раз? Удивит ли? Торт ли? Жив? Цел? Орёл? А потом вдруг бац — этот небритый улыбчивый парень в очередной раз тихонько выходит из тени и говорит: «Всё будет ок, двигаемся только вперёд!» и я выдыхаю.

О метаниях

Как и многие, я привык считать ATB высокотехнологичным немецким конвеером, который ежегодно производит добротное количество новых записей. Формат всегда был до безобразия прост: альбом, тур, микс-компиляция, небольшой отпуск и снова альбом — и так по кругу, повторить 9 раз. Но в этот раз ход вещей нарушился, и всё поменялось до неузнаваемости. За почти три с половиной года с момента выхода прошлого диска произошло так много событий, что голова идёт кругом. Андре ушёл с лейбла Kontor, основал собственный ATBeats, нанял команду американских пиарщиков, несколько месяцев болел неведомой заразой, открыл и закрыл радиошоу Synthesis, развёлся с женой, уволил американских пиарщиков, закрыл лейбл ATBeats, встретил свою новую любовь, построил новую студию, вновь вернулся на Kontor и главное — несколько раз менял концепцию альбома. Андре, конечно, старательно делал вид, что ничего не происходит, но всё это явно свидетельствовало о неслабом кризисе и серьёзных творческих метаниях. «Чего ждать в итоге?» — вопрос звучал в головах фанов всё громче.

О теневых продюсерах

Больше всего напрягал тот факт, что на прежнем студийнике «Contact» впервые в истории ATB появились сторонние продюсеры, приложившие свою руку к ряду готовых треков. Я сейчас не говорю о коллаборациях с другими композиторами — это как раз в порядке вещей. Речь о Junk X, которые без особого шума пришли в 2013 году к Андре, чтобы научить его «современным приёмам». Они снабдили ряд треков модными свистелками-перделками, ярче всего проявившимися в «Raging bull» и «What are you waiting for». Но в этот раз, казалось, всё пойдёт ещё дальше. Громом среди ясного неба пару лет назад стала новость, что Андре впервые поработал в сторонней лос-анджелесской студии за пределами своей классической творческой лаборатории. Ну всё, думал, так и до гост-райтинга опуститься недалеко. Неужели мы погружаемся в пучину молодёжного EDM, где живут все эти Тиесты и прочие неугомонные дереволазы? Не приведи Господи!

О страхах перед релизом

Первые отрывки, представленные в 2015 году, свидетельствовали о том, что дела идут ещё хуже — мы не просто погружаемся в EDM, но ещё и топчемся на месте. Нет, вы не поймите меня неправильно, я тоже кайфанул от первой версии «Heart of Stone» и нереализованного отрывка «Beautiful», но ведь это плоть от плоти всё тот же «Contact». А нафига нам второй «Contact»? У нас уже есть один, и без того заплёванный разъярёнными фанами. Ожидание плохонького сиквела прошлого альбома под улюлюканье толпы с этим неизменным «верните Future Memories» было тем ещё испытанием. Мне бы ваши проблемы, ребят! Кто бы мне вернул «Dedicated»? Ясно ведь, что не будет никаких возвращений, но топтание на месте — неминуемый признак творческой старости, поэтому каждое новое затишье, хотя и раздражало, но дарило новые надежды.

О пиратской записи

А потом был планетарий Бохума и пиратская запись 8 новых чилл треков, которые успокоили меня и вселили надежду, что всё будет хорошо. Записи, сделанные нашим фанклубным спецагентом горели у меня в руках, но совесть не позволила опубликовать неизданный материал — всё-таки не в первый год существования фанклуба живём. А старички ещё могут помнить яростного Андре, который кроет нас матом на официальном форуме за распространение mp3 с главной страницы русского фанклуба и наш ответный «Fuck off» в виде картинки со средним пальцем, которая провисела на той же главной странице пару дней. Одновременно забавно и стыдно вспоминать всё это. Что ж, беззаботные времена уже далеко позади — мы давно помирились с Андре, обрисовали границы дозволенного и даже стали официальным фанклубом. Но новые треки! Вот же они, тут! Не удержавшись, мы опубликовали небольшой микс из отрывков. И то хлеб! Ну а ещё через пару недель новая эра наконец стартовала. Как и многие, я порядком обалдел от простенького саунда «Connected», но сразу после того, как было объявлено, что этот трек не следует считать полноценным первым синглом, успокоился — маленькая шалость от двух известных продюсеров, почему бы и нет?

О новом векторе

Затянувшаяся интрига, наконец, разрешилась, когда был представлен минимикс. А пару месяцев спустя новый альбом настиг меня прямо на даче. Полтора часа я бродил по загородному участку, нарезал круги вокруг дома и улыбался, как болван. Андре двинулся в поп-музыку, и мы с нашей стариковской компанией начали прикидывать, что из этого выйдёт. На фоне деградации танцевальной культуры, выйти из болота и заняться чем-то другим было неплохим решением. Первое прослушивание подарило необычное ощущение, словно бы Андре открыл для нас не десятую главу, а перепрыгнул разом через одну и сразу начал вещать одиннадцатую. Традиционная преемственность в саунде альбомов была порядком разрушена. Вот он, итог трёхлетних исканий, хотя фирменная мелодика, конечно, никуда не делась. Впрочем, обновлённый саунд позволил моментально забыть о страхе «неудачного сиквела», а разбор кредитов буклета окончательно развеял все опасения — никаких тайных сопродюсеров и посторонних студий: только Андре, Руди, несколько друзей-композиторов и ворох молодых вокалистов. То, что доктор прописал.

О побеге от клише

Новый альбом стал побегом Андре от самокопирования. Это самый позитивный и жизнеутверждающий альбом ATB. Привычная нам лёгкая грусть и меланхолия ушли на второй план даже в неизменном чилл-диске — здешние треки скорее умиротворяют и не дают загрустить. В этот же котёл размышлений можно кинуть голоса вокалистов: слащавые мальчики и конфетные девочки, и даже лёгкий налёт RnB в вокале первого сингла «Message out to you» — такого от Андре мы ещё не слышали. Дополнить картину были призваны блестящий Шон Райан, записавший лучший трек на альбоме «Never Without You» и опостылевший Ян Лёхель, аллергия на вокал которого у меня со времён его первого появления в 2005 году (ну простите, дело вкуса). Чтобы окончательно порвать шаблон и уйти от себя прежнего Андре добил нас наркоманской обложкой, от которой ломается мозг. Скажу честно: увидев это безобразие, я сразу отменил предзаказ на физические копии и решил ограничиться цифровой версией — на полке радовать меня такой мордалитет не будет. Шарфов у меня дома тоже навалом (ну вы поняли).

О вокале-кале

И конечно на первом месте в «neXt» далеко не мистер ди-джей, а вокал во всей его красе (ну или во всём его ужасе, как хотите). Это обсуждаемый и самый критикуемый момент, судя по комментариям фанов. Ощущение такое, что вокал покрывает 90-95% музыкального материала. Почему так? С каких пор вокалисты стали царить? Андре стесняется своей музыки? Да быть такого не может, видимо у парня какой-то план. Но к такому дисбалансу всё и шло, да и не было иллюзий насчёт вокала, который Андре так любит нахваливать в своих интервью. Продвигаю молодых, бла-бла-бла... ну ясно. Но от всего этого диск больше напоминает сборник песен талантливого продюсера Таннебергера, а не альбом ATB. Не разрозненный, не разношерстный, нет, вполне себе цельный и стильный, но сборник чужих мелодий в обработке маэстро. Поэт-песенник Андрюша. «Вы ещё услышите от меня простые песни под гитару», реагирует на критику свежееявленный бард Андре. «Милый Дюша, остынь, не надо так сразу» — отвечают фаны.

О потенциальной аудитории

Для кого это всё? Вот он, главный вопрос этой альбомной эры. Наше старичье бухтит, что всё, мол, от коммерции идёт, и что продался наш ди-джей и хочет заработать больше обычного. Окей, но почему тогда Андре практически не играет новый материал в своём мировом туре? В туре к «neXt» играется лишь пара жалких композиций, а сам Таннебергер постоянно заявляет в интервью, что новые треки непригодны для танцполов. Так каким тогда образом это всё монетизируется? Ответ — никаким. Если бы он хотел гору бабла, он бы пошёл через низвержение в днище EDM и продолжил бы платить американским пиарщикам за раскрутку в США. Вот он ответ: данный альбом записан в первую очередь для себя самого и для домашнего прослушивания у повзрослевшей немецкой аудитории. Это в странах бывшего СНГ средний слушатель ATB имеет возраст от 23 до 33 лет, тогда как в родной Германии многим фанам уже за 40. Вы сможете оценить это, побывав на редких гигах ATB в родной стране. Картина маслом: у сцены рубятся приезжие чехи и поляки, а старые немцы напиваются в барах. Ну какие танцы, ребят? Немецкая аудитория Андре давно не танцует, поэтому он и даёт им такие треки.

О реакции фанклуба

Я уже давно привык, что каждый новый альбом встречает шквал неадекватной критики с обязательными криками фанклубовцев о продажности артиста и уходе в коммерцию. Случайному наблюдателю очередной сетевой бойни может показаться, что такого накала обсуждений мы достигли только сейчас, но это ошибочное мнение. Пинали в хвост и в гриву нашего Андрюшу все 20 лет, что существует ATB. Чтобы убедиться в этом советую заглянуть на старые форумы. Очень показателен скриншот баталий за 2003-2004 годы, опубликованный в сообществе за пару недель до релиза. Это надо видеть. Но если сравнивать реакцию с эрой «Contact», новый альбом встретили довольно позитивно. Первые холивары от минимикса сменились умеренно позитивными реакциями от цельной прослушки. Признаться честно, иногда я даже с удивлением тёр глаза и не мог поверить в происходящее, когда наши критики-завсегдатаи впервые за много лет начинали искать позитив в новых работах и отмечать любимые треки.

О провале в чартах

Чартовые позиции первых дней были яркими. Андре сразу же поблагодарил слушателей за поддержку, но никто особо не афишировал, что произошло неделей позже. На фоне рекордной 5 строчки «Контакта» в национальном альбомном чарте нынешняя стартовая 14 позиция, несомненно, была легким разочарованием. Такого мы не видели со времён экспериментального и неоднозначного диска «Trilogy». А пару недель спустя альбом и вовсе ушёл за пределы TOP-100 большинства стран. Вы всё ещё хотите поговорить про коммерцию и про то, как Андре решил подзаработать? Не надо. Давайте лучше поговорим, кто в этом виноват. Ответ прост — Kontor Records. Чуваки, конечно, не давили на Андре в творческом плане, но и в плане продвижения совершенно не парились. Выделили скудный бюджет на клип, продвигали два жалких поста через таргетирование в Facebook — это у них так называется «массированная атака по соцсетям». Читал я их план-банан покорения чартов в специализированном журнале Edel — ребята, словно живут в 2003 году и думают, будто бы музыка всё ещё будет продавать сама себя, а делать ничего не надо. Иными словами, в новом альбоме Андре поменял всё, что только можно было поменять, но лейбл остался прежним. И в коммерческом смысле результат оказался совсем не neXt. А пошевели Дюша задницей и найди другой лейбл, мы имели бы совершенно другую картину, да и в фанбоксе лежал бы не жалкий шарф с блестючками, а что-нибудь поприличней.

О разгильдяйстве

Можно сколь угодно надувать щёки и играть в великого популярного ди-джея с 1,5 миллионами подписок на Facebook, но реальность никуда не спрячешь. Аудитория стагнирует. Нет притока свежей крови, и это ощущается, как на западе, так и у нас. А чтобы спасти ситуацию Андре не делает ровным счётом ничего. Все эти «я прилетел в вашу страну» — «я улетел из вашей страны» и однотипные селфаки уже давно никому не интересны. 4 года спустя это всё те же 1,5 ляма подписчиков, большая часть которых уже давно не видит постов ATB. У Андре, кстати, ощущается полная усталость от соцсетей, а нанимать SMM-менеджера, видимо, не в его традиции — всё хочет делать сам. Ну хорошо, есть же Руди. Вот вы знаете, что наш любимчик Руди с недавних пор стал главным менеджером Андре? Стал. Хорошо. Но из-за этого последние пару лет я только и делаю, что приговариваю: «При Вернере такого не было!» Гастрольный график обновляется через задницу с огромными задержками. Треть дат вообще до последнего момента не озвучивается, а иные концерты и вовсе проходят без афиширования в соцсетях. Как Хайникен глушить — это мы всегда, а как поработать? Ну ладно, допустим, работы у вас полно, тут я согласен. Руди и техник, и охранник, и оператор документальных фильмов, и фотограф, и вообще человек-параход. Но наймите же хотя бы третьего человека! Меня, например, азазаз :-) Ну серьезно, разгильдяйство до добра не доведёт.

О будущем

Может сложиться впечатление, что я лишь критикую «neXt». Вовсе нет. Это классный качественный диск, однако, я его пока не переварил и не распробовал. Так что нет, это не рецензия, а лишь несвязный поток рассуждений на тему альбома. Процесс поглощения музыкального материала может затянуться. Как говорит Андре: «Моя музыка постепенно простраивается в голове». Оно и верно. Важно вот что понимать — 20 лет спустя наш улыбчивый парень всё ещё полон радости и надежд, хоть и творит разгильдяйство и работает не с теми людьми, но тут уже не нам решать. Вы не парьтесь о том, что диск не заходит с первого раза. Время всё расставит на свои места, а пока пусть наш композитор творит и меняется. «Бэк-ту-скул» и новый «возврат к мелодиям» можно устроить в любой момент, это доказывает пробирающий до мурашек «Route 66», было бы желание автора. Постареть творчески Андре тоже сможет в любой момент, если захочет. Вот тогда мы и окунёмся в ретро-концерты, в переиздания, в релизы неизданных версий, в ежегодный большой тур по странам бывшего СНГ. Всё это будет, не сомневайтесь. Ну а пока двигаемся только вперёд. Болезненный период пройден, а впереди маячит много интересного материала. Увидимся!

Visualer
21 мая 2017 года